Рука от и до

Рука таит в себе величайшее разнообразие различных символов, что придает ей силу и загадочность. Толковый словарь испанского языка Королевской Академии вынужден был использовать S386 слов, чтобы дать определение слову «рука». Это в полной
мере дает представление о неоднозначной сути руки как части человеческого тела.

Говорят, что вода после молитвы обретает удивительную силу. Хочется добавить, что силу дарует и рука, которой благословляют. Истории известны многие властители, которым без руконаложения священника — посланника Бога на земле — не удавалось взойти на престол. Есть сведения, что такой ритуал проводился еще в Древнем Египте почти пять тысяч лет назад: именно благодаря божественному прикосновению правители обретали власть над подданными.

Нередко монархи после священного руконаложения, наделяющего
властью, получали способность рукотворного исцеления. Подданные преклоняли колени перед правителями в ожидании исцеляющего прикосновения.

Чтобы целительная энергия достигла цели, монарх должен был касаться подданного только правой рукой.

Вождь одного из кельтских племен, потеряв правую руку, вынужден был покинуть престол, поскольку подданные не стали бы подчиняться владыке, наделенному опасной силой: у него осталась только левая рука. А слово «левый» для кельтов означало также
«злой, порочный, несчастный».

Испокон веков каждый жест представлял собой определенный символ. Рука Фатимы
Не случайно люди складывают вместе ладони, когда хотят обратиться к Богу, скрещивают пальцы, чтобы благополучно завершилось какое-то важное дело. Не случайно в древности горожане должны были в присутствии суверена прятать руки в рукава, не случайно женщины Папуа Новой Гвинеи, овдовев, отрубали себе фалангу пальца в знак траура по умершему мужу
(подобный обычай также существует среди индейцев, живущих в дельте реки Парана в Бразилии). Не случайно правая рука, прижатая к верхней части груди, означает сосредоточенность, глубокие размышления, как на известном полотне «Кабальеро, положивший руку на грудь» Эль Греко.

Не случайным также представляется и то, что иконоборческая исламская культура сделала исключение для изображения руки Фатимы, младшей дочери Магомеда, равно как и то, что в арабском языке слова «рука» и «власть» являются синонимами.

Многие из магических свойств руки и ритуальных значений жеста известны издревле, однако некоторые из них все-таки являются достоянием какой-либо одной определенной культуры. К примеру, в дни Олимпийских игр в Афинах в 1996 г. распространяли листовку, в которой участникам Олимпиады строго запрещалось демонстрировать открытую ладонь. При этом преследовалась простая цель: избежать конфликтов между участниками из разных стран из-за неоднозначности этого жеста. Дело в том, что на протяжении тысячелетий в Греции и странах Западной Африки этот жест
является грубым оскорблением незаконнорожденных.

Выпрямленные указательный палец и мизинец имеют абсолютно разные значения: одно явно оскорбительное, второе же — магическое. В ритуалах этот жест используется в качестве защиты от ядовитых животных, он может сопровождать восклицания типа «Осторожно, змея!». Указательный палец и мизинец выпрямлены, а остальные три пальца согнуты так, чтобы большой палец лежал на среднем и безымянном — этот жест обозначает ругательство «козел». Однако стоит изменить положение руки с горизонтального на вертикальное, и жест уже символизирует дерево.

С рукой связано множество суеверий. До 1831 г. преступники использовали в качестве амулета так называемую «руку славы». Амулет этот представлял собой руку повешенного. Взломщики неизменно брали талисман с собой, пробираясь в чужой дом, будучи уверенными, что его обитатели не проснутся.

Автор сайта изучил руку, как изучают многогранник: каждая из граней имеет свое значение, каждое ребро содержит подсказку, а каждый угол таит загадку. Автор прошел увлекательный путь, полный тайн, ожидающих любого первопроходца.

Раскрытая ладонь Будды символизирует, что у него нет никаких тайн от непосвященных. Автор сайта протягивает нам руку помощи, чтобы мы могли разгадать тайны хиромантии.

Рлмос Перерл,
президент Испанской
ассоциации парапсихологов,
президент Испанской
ассоциации антропологии
и народных традиций

ШАМАНСКИЕ РИТУАЛЫ

ШАМАНСКИЕ РИТУАЛЫ
Чудом сохранившиеся  отпечатки рук, найден•  ные в ущелье среди руин  поселений индейцев  анасази (пуэбло) в штате  Юта (США).Учитывая, что в пещерном искусстве фигура человека представлена весьма скудно, а отпечатки рук встречаются относительно часто, можно утверждать, что они стали первой формой художественного самовыражения человека. Кроме того, такие отпечатки являются основным предметом изучения анатомии человека эпохи палеолита.
Имели ли эти отпечатки какое-либо магическое значение? Или они были всего лишь результатом подражания, так хорошо развитого у обезьян? А быть может, древние люди стремились увековечить увиденное? Если современная спектрография смогла определить химический состав наскальных рисунков, то прояснить их значение она не в силах, даже несмотря на интересные гипотезы, выдвинутые в последние годы.рука в пещере
Исследователь Генри Бреуль, опираясь на близость расположения изображений рук к сценам охоты, предположил, что руки олицетворяют полную власть охотника над добычей и служат для магического воздействия на реальность. По его мнению, изображение руки — это своего рода печать, нечто подобное подписи, скрепляющей союз между племенем и высшими силами. Этот знак всегда присутствовал на церемониях инициации или исцеления, проводимых в святилищах эпохи палеолита. Самые маленькие отпечатки относятся, вероятно, к ритуалам принятия в племя самых молодых его членов. Бреуль пишет, что отпечатки рук детей появлялись в момент принятия их во взрослую жизнь, а появление такого отпечатка в священном месте, должно быть, служило знаком того, что магические силы теперь защищают и нового члена племени или родовой группы. Руки, замечает он, передали из прошлого в будущее едва ли не самый загадочный символ первобытной культуры.
Одна из наиболее интересных гипотез относительно отпечатков на стенах пещер принадлежит Жану Клотту и Дэвиду Льюису-Вильямсу.
Их исследования дают возможность предполагать, что отпечатки рук могли служить формой контакта с потусторонними силами в шаманских церемониях исцеления больных, предсказания будущего или привлечения удачи на охоте: человек прикладывал к скале свою руку и наносил вокруг нее краску.
Исследователи высказывают мнение, что в момент выполнения священного рисунка рука фигурально растворялась в скале, соединяя таким образом ее владельца с миром духов. Возможно, больные люди считали, что таким образом потусторонние силы излечивают их.Быть может, руки олицетворяли полную власть  охотника над добычей.
Какими бы ни были значение и цели изображений, они доказывают исключительную роль руки как магического и тотемного символа во всех традициях и религиозных ритуалах первобытного человека. Для исследователя пещерного искусства Лео Дюбала эти отпечатки являются определенным отражением первобытного мышления. Он писал, что значение такого послания может быть следующим: «Я оставляю следы своих рук, значит, я существую».
Изображенные руки значительно отличаются друг от друга, в основном размерами и длиной пальцев: есть очень маленькие (детские), широкие и короткопалые (мужские), вытянутые и узкие с тонкими пальцами (женские). Последние встречаются чаще всего.
Несколько десятилетий назад Родольфо Касамикела предположил, что эти отпечатки были связаны с церемониями женской инициации. Современные методики подтвердили эту версию.
Исследование было проведено в 2005 г. французским этнологом Жан-Мишелем Шазеном и специалистом по доисторической эпохе Арно Нури. Ученые с помощью компьютерной программы «Kalimain» изучили отпечатки рук в индонезийской пещере Гуа Масри II (Борнео). В ходе исследования стало ясно, что первобытные мужчины и женщины проводили свои ритуалы отдельно друг от друга, а количество женщин, присутствовавших на таких ритуалах, было гораздо больше, чем считалось ранее. Эта компьютерная программа используется сейчас для изучения отпечатков рук в других знаменитых пещерах: Пеш-Мерль и Коске (Франция), Куэва-де-лас-Манос (район Рио-Пинтурас, Аргентина). Теперь можно с уверенностью утверждать, что большая часть этих отпечатков — оттиски женских рук.

Дополнительная информация