Моя правая рука — мой Бог

Магические и религиозные культы

Моя правая рука — мой Бог
ВЕРГИЛИЙ. Энеида


РУКИ ТВОРЯЩИЕ

Рука, наряду с сердцем, ктеис и фаллосом, стала частью человеческого тела, наиболее часто встречающейся в изобразительном искусстве всех культур, начиная с доисторических времен. Впечатляет огромное количество отпечатков рук в многочисленных пещерах эпохи палеолита, расположенных в Европе, Африке, Индонезии, Америке и Австралии.
Множество интереснейших отпечатков рук доисторического человека было найдено в полихромных росписях пещер Альтамира и Эль Кастильо в Испании и во Франции — в пещерах Коске, Шове и Гаргас.
«Руки творящие» (это выражение принадлежит археологу Лоретте Сежурне — так она говорила об изображениях рук, найденных при
раскопках города Теотиуакан) часто встречаются в искусстве американских индейцев: в наскальных рисунках, манускриптах, на каменных плитах сапотеков, в скульптурах и орнаментах ритуальной керамики племен майя и ольмеков, на ступеньках пирамиды Чолулы, в резьбе и стелах Эль-Тахина, в загадочных росписяхдеревянная маска  из Белла Кулы (Канада).  Бог солнца, все лучи  берут свое начало  из раскрытой ладони.
древних городов на побережье Мексиканского залива.
 В пещерах  Борнео множество  изображений рук с тонкими и удлиненными  пальцами, относящихся,  вероятно, к церемониям  женской инициации.Такое множество изображений указывает на определенный культ руки. Руки были неутомимыми творцами предметов из камня, глины и дерева. Они ткали ткань и выделывали кожу, занимались собирательством, земледелием и охотой. Сложенные горстью, они помогали охотнику, собирателю и земледельцу пить из ручья.
Самые древние отпечатки рук найдены в пещерах Коске и Шове. Большинство из них являются силуэтами или контурами рук, которые
получались при распылении красящих веществ с помощью полого ствола тростника или кости вокруг руки, прижатой к скале. Иногда контуры ладони просто обводили краской. Позже стали получать отпечаток ладоней, прикладывая к скале руки, намазанные краской.
Минералогический анализ красящих веществ, применяемых для получения таких отпечатков, позволил определить их химический состав.
Для росписи в пещерах использовались самые различные материалы: раствор глины, цветной грунт, гипс и минеральные красящие вещества — гематит, лимонит, окись железа, пиролюзит и диоксид марганца.
Несмотря на то, что все изображения рук были получены с помощью схожих материалов, между этими изображениями существуют интересные различия. Отпечатки рук в пещере Шове, например, являются законченной композицией: контур основной фигуры представляет собой силуэт бизона, а внутри это изображение заполнено отпечатками ладоней и пальцев. Причем все эти отпечатки принадлежат одному человеку — они одинакового размера и расположены единообразно, лишь некоторые из них отличаются чуть согнутым мизинцем. Автор научного исследования, посвященного рукам, Жан Клотт заметил, что изображения выполнены с применением новой техники. Он говорил, что отпечатки ладоней и следы пальцев позволяют понять, какой была поза художника и как располагались его руки во время рисования; выделить этапы создания рисунка. Ученый подчеркивал, что оригинальная техника раскрывает прочную символическую связь между художником и выбранной им тематикой и подтверждает особую важность культа руки для искусства эпохи палеолита.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Дополнительная информация